СДАМ ГИА: РЕШУ ОГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
история
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Задания 33. Анализ исторической ситуации. Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 33 № 243

Зимним днём около 30 офицеров-единомышленников вывели на Сенатскую площадь солдат Московского и Гренадерского полков и матросов Гвардейского морского экипажа. Организаторы восстания попытались не

допустить вступления на трон нового императора, а также заявляли о стремлении к упразднению самодержавия и отмене крепостного права. Выступление было подавлено.

 

1) Назовите месяц и год, когда произошли описываемые события.

2) Назовите императора, о котором идёт речь.

3) Почему выступление, о котором идёт речь, завершилось провалом? Назовите одну любую причину.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1306.

2
Задание 33 № 348

Министр государственных имуществ П. Д. Киселёв провёл реформу, которую считают одним из немногих удавшихся мероприятий правительства той эпохи. Он считал, что опыт этой реформы станет основой для шага, которого ждали от правительства либерально настроенные деятели. Но император, показав однажды Киселёву множество папок с документами по данному вопросу, сказал: «Три раза начинал я это дело и три раза не мог продолжать его; видно, это перст Божий».

 

1) Назовите императора, о котором идёт речь.

2) Укажите вопрос, решения которого ждала прогрессивно настроенная общественность.

3) Почему император был нерешителен в данном вопросе?

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 1309.

3
Задание 33 № 383

Русский военачальник, участник Северной войны, во время правления внука Петра I был назначен членом высшего совещательного государственного органа Российской империи. При вступлении на престол следующей императрицы военачальник выступил против ограничения самодержавия, предложенного другими членами этого органа. Благодаря такой своей позиции военачальник был назначен сенатором, позже президентом военной коллегии, но через год после этого назначения его арестовали, обвинив в произнесении оскорбительных речей в адрес государыни. Военачальник был освобождён, пробыв в заключении около 10 лет. Ему вернули награды, восстановили в прежнем чине и вновь назначили президентом военной коллегии.

 

1) Назовите эпоху, когда произошли все описанные события.

2) Укажите название высшего совещательного государственного органа Российской империи, о котором идёт речь.

3) Почему военачальник был освобождён?

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1310.

4
Задание 33 № 453

Молодой человек обучался в привилегированном учебном заведении, созданном по указу императора для своих младших братьев. После окончания учебного заведения вступил в тайное общество, основанное

гвардейскими офицерами, а затем принял участие в вооружённом выступлении в Санкт-Петербурге.

 

1) Назовите императора, о котором идёт речь.

2) Какое название получили участники тайных обществ, членом одного из которых стал молодой человек?

3) Укажите одну из причин, обусловивших создание тайных обществ, членом одного из которых был молодой человек.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1312.
Пояснение · · Видеокурс ·

5
Задание 33 № 488

Правительственная комиссия, разбиравшая причины гибели малолетнего царевича, пришла к выводу, что он погиб в результате несчастного случая. Его мать была пострижена в монахини, родственники — подвергнуты опале, а значительное количество посадских людей, участников стихийно вспыхнувшего восстания, было выслано «на житьё» в Сибирь. Вместе с ними был выслан и колокол, возвестивший о несчастье с царевичем.

 

1) Укажите имя царевича, о котором идёт речь.

2) Укажите название города, в котором произошли описанные события.

3) Укажите одно из последствий гибели малолетнего царевича.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1313.

6
Задание 33 № 523

«Начиная эту войну, русский царь не исключал неудачи, но такого поражения он всё же не ожидал. «Спасибо брату Карлу, — сказал он, — будет время, и мы ему отплатим за уроки». Царь после поражения в начале войны отдал приказание укреплять города, лить пушки, собирать новые полки. Но враг не воспользовался успехом и не вторгся со своим войском на русскую территорию».

 

1) Назовите войну, о которой идёт речь.

2) Укажите сражение, в котором потерпела поражение русская армия.

3) Назовите одну из причин поражения русских войск.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1314.

7
Задание 33 № 593

Пребывание этого императора на троне было одним из самых коротких в истории Российской империи, но принятый в годы его правления закон о престолонаследии действовал 120 лет, вплоть до крушения российской монархии. Этот закон предусматривал передачу трона только по мужской линии — от отца к старшему сыну, при невозможности такой передачи — к младшим сыновьям, а при отсутствии таковых — к братьям императора.

 

1) Назовите императора, о котором идёт речь.

2) Назовите с точностью до десятилетия время появления данного закона о престолонаследии.

3) Чем было вызвано издание данного закона? Назовите одну любую причину.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1316.

8
Задание 33 № 663

Уже долгое время до крестьян доходили слухи, что в их судьбе должны произойти существенные изменения. И вот в конце февраля крестьян собрали у церкви, чтобы зачитать указ императора. Указ вызвал возмущение крестьян: не того они ждали от царя. Они понимали, что теперь помещики им не хозяева, но вот условия, на которых крестьяне получали свободу, их возмутили.

 

1) Укажите год, когда происходили описанные события.

2) Назовите императора, правившего в тот период.

3) Укажите одно любое условие получения свободы, которое могло вызвать возмущение крестьян.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1318.

9
Задание 33 № 698

В Московском Кремле произошла катастрофа: рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись. Московскому князю срочно необходим был опытный и талантливый архитектор.

 

1) Укажите век, к которому относится описанная ситуация.

2) Назовите московского князя, ко времени правления которого относятся описанные события.

3) Назовите архитектора, который был приглашён князем для руководства строительством Успенского собора.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1319.

10
Задание 33 № 803

В этот день сторонники императора ждали от него решительных действий.

«Ваше величество, — обратился к нему генерал К. Ф. Толь, — прикажите очистить площадь картечью или отрекитесь от престола». Император приказал стрелять из пушек. Спасаясь от залпов картечи, солдаты бросились на невский лёд. Выступление было подавлено.

 

1) Назовите точную дату описываемых событий.

2) Назовите императора, о котором идёт речь.

3) Почему выступление, о котором идёт речь, завершилось провалом? Назовите одну любую причину.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1322.

11
Задание 33 № 873

В 1870 г. Россия выступила с заявлением, что не считает себя больше связанной обязательствами мирного договора, подписанного за 14 лет до этого. Невзирая на протест ряда европейских держав, Россия принялась создавать новый военный флот, восстанавливать разрушенные и строить новые береговые укрепления.

 

1) Назовите мирный договор, о котором идёт речь.

2) Назовите русского министра иностранных дел, который был инициатором предпринятых Россией действий.

3) В чём состояли причины успешности предпринятого Россией внешнеполитического манёвра? Укажите одну любую причину.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1324.

12
Задание 33 № 943

В начале 1730 г. в широких кругах московского дворянства шло активное обсуждение сложившейся политической ситуации в стране, составлялись проекты переустройства, дворяне выражали императрице свою поддержку, а основным их требованием была ликвидация государственного органа, созданного четырьмя годами ранее.

 

1) Назовите императрицу, о которой идёт речь.

2) Назовите государственный орган, ликвидации которого требовало рядовое дворянство.

3) Почему рядовое дворянство требовало ликвидации данного государственного органа? Назовите одну любую причину.

Источник: ГИА по истории 31.05.2013. Основная волна. Вариант 1326.

13
Задание 33 № 978

После победы над Наполеоном Российская империя несколько десятилетий играла фактически решающую роль в европейских событиях, ее называли «жандармом Европы» и боялись ее миллионной армии, противостоять которой на континенте считалось невозможным. Но эта война, в начале которой Россия одержала крупную морскую победу над турками, завершилась поражением России.

 

1) Какое название получила эта война?

2) Укажите годы этой войны.

3) Какое основное последствие имело поражение в этой войне для внутриполитической ситуации в России?


14
Задание 33 № 1013

«В своем несчастье он, на удивление всем, проявлял необыкновенную твердость духа. Отчужденный от всего мира, среди лесных просторов Сибири бывший генералиссимус не роптал на свою судьбу и всячески ободрял детей. На крутом берегу реки с помощью своих слуг он построил дом и церковь. Для бывшего повелителя России тихо проходили дни в скромном доме в суровом краю. В сибирской ссылке он прожил менее полутора лет, там он умер и был похоронен в построенной им церкви рядом со своей дочерью. Так закончил свой земной путь один из выдающихся государственных деятелей, любимец Петра Великого».

 

1) К какому веку относятся описываемые события?

2) Кого автор называет «бывшим повелителем России», «бывшим генералиссимусом», выдающимся государственным деятелем?

3) Что послужило причиной «несчастья», «отчуждения», опалы этого государственного деятеля?


15
Задание 33 № 1048

В начале января русские войска взяли город Адрианополь и оказались всего в нескольких верстах от турецкой столицы — Стамбула. Турки были разгромлены. Многие в русском лагере призывали взять Стамбул и «водрузить крест на Святой Софии», окончательно решить Восточный вопрос. Но император Александр II подписал с султаном перемирие, а в феврале того же года — мир.

 

1) Назовите год, в который происходили описываемые события.

2) Укажите название мирного договора, заключенного в феврале.

3) Приведите причины, по которым Александр II отверг предложения занять турецкую столицу.


16
Задание 33 № 1083

Ранним декабрьским утром на Сенатскую площадь Петербурга начали выходить части гвардейских полков. Их вели молодые офицеры, решившиеся на попытку военного переворота. Они призывали солдат поддержать «законного императора» Константина Павловича.

 

1) К какому году относятся описываемые события?

2) Кого молодые офицеры представляли солдатам как узурпатора престола, незаконно его занявшего?

3) Сформулируйте основные истинные цели руководителей выступления.


17
Задание 33 № 1088

В феврале 1730 г. российская императрица в присутствии приближенных надорвала подписанные ею ранее бумаги, которые ограничивали её права. Так провалилась попытка ограничения самодержавия.

 

1) Укажите имя императрицы, упомянутой в описании исторической ситуации.

2) Укажите название документа, о котором идёт речь.

3) Почему попытка ограничения монархии в России в 1730 г. потерпела неудачу?


18
Задание 33 № 1093

В осаждённой войском хана Батыя Рязани сын князя обращается к отцу с вопросом: «Ведь сильны русские воины, почему не можем победить врага?»

 

1) Укажите век, когда могли произойти описанные события.

2) Представителем какого народа был полководец, войско которого осаждало город?

3) Почему русским землям не удалось дать отпор врагу?


19
Задание 33 № 1359

Будущий рос­сий­ский им­пе­ра­тор волею судь­бы при­хо­дил­ся вну­ком Петру I и вну­ча­тым пле­мян­ни­ком его злей­ше­му врагу — швед­ско­му ко­ро­лю Карлу XII. До 14 лет вос­пи­ты­вал­ся в гер­цог­стве Голь­ш­тейн как на­след­ник швед­ско­го престола, но затем был привезён в Рос­сию и объ­яв­лен на­след­ни­ком рус­ско­го престола. Став рос­сий­ским императором, пра­вил чуть более года, после чего был сверг­нут с пре­сто­ла в ре­зуль­та­те заговора, ор­га­ни­зо­ван­но­го его женой.

 

1) Назовите императора, о судь­бе ко­то­ро­го идёт речь.

2) Назовите им­пе­ра­то­ра (императрицу), при ко­то­ром (ой) бу­ду­щий им­пе­ра­тор был привезён в Россию.

3) Какие по­ступ­ки (взгляды) им­пе­ра­то­ра спо­соб­ство­ва­ли лёгкости осу­ществ­ле­ния двор­цо­во­го пе­ре­во­ро­та его женой?


20
Задание 33 № 1394

Существует ис­то­ри­че­ская версия, что Ека­те­ри­на II по­ру­чи­ла А.Г. Ор­ло­ву аре­сто­вать самозванку, жив­шую в Европе, и при­вез­ти её в Россию. Эта жен­щи­на на­зы­ва­ла себя кня­ги­ней Ели­за­ве­той Владимирской, а в ис­то­рию вошла как княж­на Тараканова. А.Г. Орлов аре­сто­вал кня­ги­ню Ели­за­ве­ту в Ливорно, до­ста­вил её в Петербург. Она была по­са­же­на в Пет­ро­пав­лов­скую крепость, где умер­ла от туберкулёза.

 

1) Чьей до­че­рью пред­став­ля­лась самозванка?

2) Какой по­сту­пок княж­ны Та­ра­ка­но­вой за­ста­вил Ека­те­ри­ну II от­дать при­каз об аре­сте самозванки?

3) Назовите ещё од­но­го самозванца, дей­ство­вав­ше­го в пе­ри­од прав­ле­ния Ека­те­ри­ны II.


21
Задание 33 № 1429

В фев­ра­ле 1880 г. Алек­сандр II со­здал Вер­хов­ную рас­по­ря­ди­тель­ную ко­мис­сию по охра­не­нию го­су­дар­ствен­но­го по­ряд­ка и об­ще­ствен­но­го спокойствия. Де­я­тель­ность ру­ко­во­ди­те­ля этой ко­мис­сии была на­зва­на одним из тео­ре­ти­ков на­род­ни­че­ства «политикой "пушистого ли­сье­го хвоста" и "волчьей пасти"».

 

1) Укажите событие, по­след­стви­ем ко­то­ро­го стало со­зда­ние комиссии.

2) Назовите го­су­дар­ствен­но­го деятеля, воз­гла­вив­ше­го комиссию.

3) Объясните по­ли­ти­че­ский смысл приведённого на­зва­ния де­я­тель­но­сти ру­ко­во­ди­те­ля комиссии.


22
Задание 33 № 1464

После смер­ти великого князя Свя­то­пол­ка Изяславича в Киеве вспых­ну­ло народное восстание. Восставшие, по пред­ло­же­нию боярства, ре­ши­ли призвать на ки­ев­ский престол пе­ре­я­с­лав­ско­го князя.

 

1) Укажите год, когда про­изо­шли события, о ко­то­рых идёт речь.

2) Назовите князя, всту­пив­ше­го на ки­ев­ский престол по при­гла­ше­нию восставших.

3) Какая мера была пред­при­ня­та приглашённым кня­зем для устра­не­ния причин, спро­во­ци­ро­вав­ших восстание?


23
Задание 33 № 1549

Эта рос­сий­ская политическая пар­тия была ос­но­ва­на ещё в XIX в. На пер­вом съезде пар­тии присутствовало всего 9 делегатов. Ко­ли­че­ство членов пар­тии в по­след­ние годы её су­ще­ство­ва­ния составляло более 19 млн чел. Од­на­ко после события, по­слу­жив­ше­го основанием для об­ви­не­ния партии в ан­ти­кон­сти­ту­ци­он­ной деятельности, она пре­кра­ти­ла существование.

 

1) Ука­жи­те название партии, о ко­то­рой идёт речь, в по­след­ние годы её существования.

2) На­зо­ви­те государственного деятеля, из­дав­ше­го указ, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым деятельность пар­тии была прекращена.

3) Какое со­бы­тие послужило ос­но­ва­ни­ем для об­ви­не­ния партии в ан­ти­кон­сти­ту­ци­он­ной деятельности?


24
Задание 33 № 1587

Общественный деятель, сын дворянина, был аре­сто­ван за уча­стие в сту­ден­че­ском круж­ке и от­прав­лен в ссылку. Через не­сколь­ко лет после воз­вра­ще­ния из ссыл­ки он эми­гри­ро­вал из России. За гра­ни­цей этот об­ще­ствен­ный де­я­тель раз­ра­бо­тал тео­рию «русского социализма» (существуют и дру­гие на­зва­ния дан­ной теории), в со­от­вет­ствии с ко­то­рой Россия, где со­хра­нил­ся со­слов­ный институт, ру­ко­во­див­ший всей жиз­нью деревни, до­стиг­нет социализма, минуя капитализм.

 

1) На­зо­ви­те об­ще­ствен­но­го деятеля, о ко­то­ром идёт речь.

2) На­зо­ви­те со­слов­ный институт, который, по мне­нию этого об­ще­ствен­но­го деятеля, поз­во­лит Рос­сии до­стичь социализма.

3) Ука­жи­те на­зва­ние об­ще­ствен­но­го дви­же­ния в России, идео­ло­гия ко­то­ро­го была ос­но­ва­на на тео­рии «русского социализма», раз­ра­бо­тан­ной этим деятелем.


25
Задание 33 № 1657

Император, про­чи­тав «Философические письма», опуб­ли­ко­ван­ные в жур­на­ле «Телескоп», рас­це­нил это про­из­ве­де­ние как «смесь дер­зост­ной бессмыслицы, до­стой­ной умалишённого». Автор про­из­ве­де­ния был объ­яв­лен сумасшедшим, и за ним уста­но­ви­ли «медико-полицейский надзор».

 

1) На­зо­ви­те ав­то­ра произведения, о ко­то­ром идёт речь.

2) На­зо­ви­те упо­мя­ну­то­го императора.

3) Что в со­дер­жа­нии дан­но­го про­из­ве­де­ния могло на­столь­ко воз­му­тить императора, что автор был объ­яв­лен сумасшедшим? (Приведите одно любое положение.)


26
Задание 33 № 1770

В 1697 г. рус­ский царь от­пра­вил­ся в Ве­ли­кое по­соль­ство в Европу, одной из важ­ней­ших целей ко­то­ро­го было найти со­юз­ни­ков в войне с Турцией. Од­на­ко со­юз­ни­ков для этого найти не удалось. Зато Сак­со­ния и Дания вы­ра­зи­ли го­тов­ность вме­сте с Рос­си­ей во­е­вать про­тив Швеции. В ре­зуль­та­те был заключён со­от­вет­ству­ю­щий союз, и через не­сколь­ко лет Рос­сия всту­пи­ла в войну.

 

1) Какое на­зва­ние по­лу­чи­ла эта война?

2) На­зо­ви­те рус­ско­го царя, о ко­то­ром идет речь.

3) Какой ос­нов­ной ре­зуль­тат для Рос­сии имело уча­стие в этой войне?


27
Задание 33 № 1841

Император был уверен, что Ав­стрий­ская им­пе­рия займёт бла­го­же­ла­тель­ную по­зи­цию по от­но­ше­нию к Рос­сии в бу­ду­щей войне. Од­на­ко Ав­стрия не под­дер­жа­ла Россию. В на­чав­шей­ся войне Рос­сии при­ш­лось вести бо­е­вые дей­ствия про­тив войск Осман­ской империи, Англии, Фран­ции и Сар­дин­ско­го королевства.

 

1) На­зо­ви­те императора, о ко­то­ром идёт речь.

2) Ука­жи­те на­зва­ние войны, о ко­то­рой идёт речь.

3) По­че­му рос­сий­ский им­пе­ра­тор был уве­рен в бла­го­же­ла­тель­ном от­но­ше­нии Ав­стрий­ской империи? Ука­жи­те одну причину.


28
Задание 33 № 1983

Стой­ко би­лись рус­ские воины, но враг на­сту­пал. Вы­брав удач­ный мо­мент, за­сад­ный полк, ко­то­рым ко­ман­до­ва­ли кня­зья Вла­ди­мир Ан­дре­евич Сер­пу­хов­ской и Дмит­рий Ми­хай­ло­вич Боб­рок-Во­лын­ский, об­ру­шил­ся на ор­дын­цев. Вско­ре и осталь­ные полки мос­ков­ско­го князя пе­ре­шли в на­ступ­ле­ние и раз­гро­ми­ли Мамая.

 

1) Ука­жи­те век, когда про­изо­шли опи­сан­ные со­бы­тия.

2) На­зо­ви­те мос­ков­ско­го князя, о ко­то­ром идёт речь.

3) Ка­ко­во было зна­че­ние опи­сан­но­го сра­же­ния для Руси?


29
Задание 33 № 2018

Известный пе­тер­бург­ский врач М. при­нял при­гла­ше­ние од­но­го из не­дав­но со­здан­ных в Рос­сии ор­га­нов мест­но­го управления, оста­вил успеш­ную прак­ти­ку и по­ехал в глухую провинцию. Ра­бо­та пред­сто­я­ла тяжёлая. На его участ­ке про­жи­ва­ли более две­на­дца­ти тысяч человек, пред­сто­я­ли боль­шие разъезды, но врач ру­ко­вод­ство­вал­ся идеей слу­же­ния народу. Новая ме­ди­ци­на была бес­плат­ной и до­ступ­ной про­сто­му народу.

 

1) Как на­зы­ва­лись ор­га­ны мест­но­го управления, о ко­то­рых идёт речь?

2) В каком году была про­ве­де­на реформа, по ко­то­рой они были со­зда­ны в России?

3) На­зо­ви­те императора, при ко­то­ром по­яви­лись эти органы?


30
Задание 33 № 2053

В 1327 г. возмущённые по­бо­ра­ми и на­си­ли­ем ор­дын­ско­го сбор­щи­ка дани Чол­ха­на (Щелкана) жи­те­ли од­но­го из рус­ских го­ро­дов под­ня­ли вос­ста­ние и пе­ре­би­ли ордынцев. На усми­ре­ние го­ро­жан на­пра­вил­ся мос­ков­ский князь. Вос­ста­ние было по­дав­ле­но ордынско-московским войском.

 

1) Ука­жи­те город, где про­изо­шло восстание.

2) На­зо­ви­те мос­ков­ско­го князя, при­ни­мав­ше­го уча­стие в по­дав­ле­нии восстания.

3) Какое по­след­ствие для мос­ков­ско­го князя имело его уча­стие в по­дав­ле­нии восстания?


31
Задание 33 № 2088

Известный пе­тер­бург­ский врач М. при­нял при­гла­ше­ние од­но­го из вновь со­здан­ных в Рос­сии ор­га­нов мест­но­го управления, оста­вил успеш­ную прак­ти­ку и по­ехал в глухую провинцию. Ра­бо­та пред­сто­я­ла тяжёлая. На его участ­ке про­жи­ва­ли более 12 тысяч человек, пред­сто­я­ли боль­шие разъезды, но врач ру­ко­вод­ство­вал­ся идеей слу­же­ния народу. Новая ме­ди­ци­на была бес­плат­ной и до­ступ­ной про­сто­му народу.

 

1) Как на­зы­ва­лись ор­га­ны мест­но­го управления, о ко­то­рых идёт речь?

2) В каком году была про­ве­де­на реформа, по ко­то­рой они были со­зда­ны в России?

3) На­зо­ви­те императора, при ко­то­ром по­яви­лись эти органы?


Пройти тестирование по этим заданиям